В 1986 году журнал «The Economist» ввел своеобразный способ определения паритета покупательской способности — индекс Биг Мака.
Согласно теории паритета покупательской способности, в перспективе обменные курсы валют должны быть направлены на уравнивание цен на одинаковые услуги и товары в любых двух странах.
Самый известный и самый популярный гамбургер от Макдональдс оказался как нельзя более подходящей кандидатурой. Уже в то время компания вела свой бизнес в 32-х странах по всему миру и насчитывала около 8000 ресторанов. На сегодняшний день индекс можно применить и вовсе к 119 странам.
Причины по которым Биг Мак был выбран на эту роль состоят не только в его наличии во многих странах, но и его составляющие компоненты — булка, мясо, сыр, овощи. Состав во многом отражает экономическую ситуацию в той или иной стране. На стоимость влияют цены на сырье, аренду, затраты на рабочую силу и так далее. В двух странах с одинаковым уровнем дохода, индекс Биг Мака очень хорошо отражает несоответствие стоимости валют.
В качестве базовой валюты используется американский доллар. Например, в январе 2014 года цена на Биг Мак в США составляла $4.62, а в Канаде $5.01. Согласно индексу Биг Мака курс канадского доллара был переоценен на 8,4%.
Бургерономика никогда не была предназначена для точного определения курса смещения валют, а только для удобства понимания и наглядности, , а изначально, в момент появления, и вовсе являлась полушутливой иллюстрацией паритета покупательской способности.
Швейцарская компания UBS Wealth Management, занимающаяся финансовыми услугами, немного расширила понятие «индекс Биг Мака» и включила сюда количество времени, которое должен потратить средний работник в данной стране чтобы заработать на Биг Мак. Индекс Биг Мака связанный с рабочим временем это более реалистичный взгляд на покупательскую способность, поскольку включает в себя больше факторов, как, например, заработная плата.
Оставить комментарий